вторник, 17 августа 2010 г.

НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ- СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ- СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ






Нотр Дам де Пари - Собор Парижской Богоматери

 (405x600, 92Kb)

Величественный собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) украшает остров Сите, колыбель города. Собор был построен на месте развалин римского храма по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли.

Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 г. 170 лет архитекторы и каменотесы трудились над его постройкой и лишь к 1330 г. завершили работу. Несмотря на огромные размеры - длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м - собор выглядит очень легким. В XIX в. Виолле-ле-Дюк провел его полную реставрацию.

Строительство собора Парижской Богоматери длилось 170 лет с 1163 по 1285 г, высота здания - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м. Высота колоколен составляет 69 м. Вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне - 13 тонн, а его язык имеет массу 500 кг.

 (400x300, 25Kb)

Огромное внутреннее пространство собора поражает каждого входящего. Его убранство великолепно. Центральный неф с высокими сводами пересечен укороченным трансептом. Собор украшают работы знаменитых скульпторов: алтарная преграда выполнена Жаном Рави, «Пьету» изваял Никола Кусту, а статую Людовика XIV - Антуан Куазевокс.

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма".

Начиная с 17 века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.

 (466x699, 98Kb)

Фульканелли

Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов" - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли).

Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли.

 (699x468, 103Kb)

 (699x465, 122Kb)

 (700x466, 112Kb)

 (700x499, 93Kb)

DSC_3886 (462x699, 68Kb)

Символ Неба

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют "розеткой". Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете?

 (699x468, 122Kb)

Северное окно-роза

Витраж XIII е, расположенный на высоте 21 м., изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета.

Собор был местом проведения церемонии королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. Ограбленный во время Великой французской революции, Нотр-Дам сначала был превращен в «храм разума», а позже служил винным складом. Наполеон вернул его церкви в 1804 г. Полвека спустя архитектор Э.Э. Виолле-ле-Дюк отреставрировал здание и скульптуры, заменил исчезнувшие статуи и соорудил шпиль.

Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем в Нотр Дам де ПариИменно эту статую XIV в., привезенную из часовни Сент-Эньян, называют Парижской Богоматерью.

 (699x675, 268Kb)

 (700x506, 206Kb)

 (691x699, 272Kb)

 (476x698, 110Kb)

Южное окно-роза

Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Он расположен на южном фасаде трансепта и изображает Христа в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов. После многих лет бесплодного брака, король дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 г., но выполнение обета заняло 60 лет. Сохранившиеся резные скамьи на хорах появились как раз в то время.

 (472x699, 167Kb)

 (541x699, 129Kb)

 (350x699, 125Kb)

 (425x698, 146Kb)

 (469x699, 198Kb)

 (462x698, 189Kb)

 (444x699, 171Kb)

Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен – интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор – это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания...

В часовнях, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров – барельефы на темы Нового завета.

Орган Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции.

 (470x699, 171Kb)

«Пьета»

Эта скульптура Никола Кусту на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном, стоит в алтарной части.

 (449x698, 161Kb)

 (471x699, 138Kb)

 (439x698, 147Kb)

 (409x699, 128Kb)

Дьявол-кузнец

И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.

В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....

 (367x699, 108Kb)

 (468x699, 124Kb)

В XII веке («век Церкви воинствующей») храм больше походил на башню-крепость, в которой доминировали мощные глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была крепость, превращенная в место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже – Сен-Жермен-де-Пре).

В XIII веке («век Церкви торжествующей») облик соборов совершенно изменился, о чем напоминает нам архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь царят вертикали и стрельчатые формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами и окнами с ажурными колонками – собор «струится». Еще одна его особенность – пластический характер архитектуры. Плоские поверхности сведены до минимума, все построено на игре объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутаны) по бокам собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что собор вот-вот взлетит.

Главный фасад Нотр-Дам – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

В правой башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный тембр.

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое», - сказал про собор Нотр-Дам Анатоль Франс.

 (468x699, 130Kb)

 (700x470, 137Kb)

В XVII-XVIII вв. собор Нотр-Дам не избежал участи других памятников готической архитектуры, считавшейся тогда «варварским» искусством: в результате многочисленных переделок первоначальный облик постройки был искажен, внутри был снесен амвон и гробницы, оригинальные витражи заменены обычным стеклом. В годы Революции собор был объявлен «храмом Разума». Однако отношение к собору взбунтовавшейся толпы трудно признать разумным: с его крыши исчезла стрела, а с центрального фасада – статуи иудейских царей (их приняли за изображения французских королей). Тогда же были переплавлены все, кроме одного, колокола собора.

Постепенно собор пришел в упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые стены были задрапированы или наспех перекрашены. Лишь в 1831 г., когда появился роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», городские власти озаботились судьбой собора. Капитальная реставрация Нотр-Дам была поручена знатоку готического зодчества, архитектору Виолле-ле-Дюку. Реставрация длилась почти двадцать лет.

На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благословлялись на власть в Реймском соборе).

 (487x699, 117Kb)

Гвозди Святого Креста

В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре : два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий : всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.

Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила : согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.

По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.

Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.

 (459x699, 94Kb)

 (465x698, 87Kb)

 (461x699, 90Kb)

Главный фасад Нотр-Дам – 'не совсем готический': предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

 (463x699, 119Kb)

В правой башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный тембр.

 (481x699, 134Kb)

 (465x699, 138Kb)

Даты:

Строительство Собора Нотр Дам длилось 170 лет:

1163-1182 : выстроены хоры
1185-1196 : отстроен неф
1208-1225 : строительство западного фасада и оснований башен
1240 : начало строительства южной башни
1245 : начало строительства северной башни
1250 : закончено строительство обеих башен
1235-1250 : строительство часовен нефа
1296-1330 : строительство остальных часовен
1250 и 1267 закончены фронтон и витражи

 (463x699, 64Kb)

 (438x512, 54Kb)

Хранитель собора