Моя фотография
Врач терапевт-фтизиатр

понедельник, 9 августа 2010 г.

дымковская игрушка

Дымковская игрушка



 (400x533, 141Kb)
Дымковская игрушка вошла в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение создававших ее людей, которое отразилось в дымковской игрушке. Что же такое дымковская игрушка? Сувенир или детская забава? А может древний магический символ?

История дымковской игрушки

В средние века в России зародилось несколько необычных стилей художественной керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной г. Кирова (бывшая Вятка), затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира.



Появилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков. Но промысел оформился несколько позже — в XIX веке. Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия и пр.), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов 19-го века. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
К концу XIX века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.


Возрождение промысла связано с именами - А.А.Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И.Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.


Технология производства

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с просеянным речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности.


После полной просушки и обжига игрушки покрывают водно-эмульсионными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья.

Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.