вторник, 31 августа 2010 г.

исскуство филиграни

[cut Читать дальше...]
Филигрань (или же скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла.

Название филигрань происходит от двух латинских слов-«филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.





Техника филиграни или скани состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.




В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления).

Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.



Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.



Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань-это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.



Примером ажурной филиграни могут являться плоских форм броши, примером фоновой-кулоны, серьги конусных и цилиндрических форм. Элементы ажурной и фоновой филиграни очень разнообразны и многочисленны по форме, размерам, названию.




Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия

и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается.



С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль.





Орнамент филиграни может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный.





Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки.






Самыми знаменитыми являются филигранные работы русских мастеров села Красное: ювелирные украшения и бытовые предметы, выполненные здесь, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939). Артели "Красный кустарь" (с. Красное) за филигранные изделия была присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.





В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл.





Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для казаковских изделий характерен, в основном, белый цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса...





[/cut]


-----------------------------------------------------
Перейти на страницу записи:
http://blogs.privet.ru/community/krasota/91289770