пятница, 25 июня 2010 г.

ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА

Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство украшения холодного оружия.
Набор (поднос, лжица, копие)
 (699x520, 150Kb)
В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр по выпуску холодного оружия,так как уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем

Ларец «Сказки Пушкина»
 (700x555, 138Kb)
Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие.
Шашка кавказская
 (230x700, 29Kb)
Для этого фабрике нужны были специалисты - оружейники высокого класса.
Кубок юбилейный
 (342x698, 92Kb)
Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя - известных оружейных центров Германии того времени.
Потир
 (445x699, 104Kb)
До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были иностранные мастера Шафы - отец Вильгельм - Николаус и сын Людвиг. Два других сына - Иоганн и Фридрих - специализировались на отделке кожаных ножен.
Наборы винные
 (699x599, 95Kb)
 (699x360, 87Kb)
 (500x422, 79Kb)
Второй, "русский", этап развития 1820 - 1830 гг. С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней.
Наборы письменные
 (700x261, 58Kb)
 (700x286, 77Kb)
С именем Ивана Бушуева (1800 - 1834) связано создание едва ли не самих замечательных произведений.
Наборы охотничьи
Художник Берсенев Геннадий Михайлович Материал клинка Дамаск
288 (610x363, 78 Kb)
О жизни этого художника известно очень мало, даже дата смерти, 1834 г. сомнительна, и установили ее историки по последним работам Бушуева, датированным 1833 годом.
Художник Аверкин Олег Васильевич Материал клинка Дамаск
 (508x668, 134Kb)
 (485x673, 92Kb)
Наряду с усовершенствованием технологического процесса и виртуозным владением им, много нового вводит Бушуев в композицию: новые элементы из греческой истории и мифологии.
Топор боевой
 (192x697, 33Kb)
В отличие от Шафов, которые гравировали определенную, небольшую поверхность клинка, Бушуев расширяет рамки, в ряде случаев используя всю плоскость клинка, что позволяет ему создавать насыщенные орнаментальные композиции.
Кортик адмиральский «300 лет Санкт-Петербургу»
 (256x697, 46Kb)
Не менее талантливым гравером был Иван Петрович Бояршинов.
Кортик морской
 (263x682, 46Kb)
После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились . В это трудное для фабрики время большую роль сыграла деятельность Павла Петровича Аносова.
Стилет украшенный
 (256x697, 47Kb)
С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной фабрики, потом - ее директором, а позднее - управляющим Златоустовским горным округом.
Кинжал юбилейный `850 лет Москве`
 (251x698, 55Kb)
С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения клинков - булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую поверхность.
Кинжал
Художник Тычкин Вячеслав Александрович Материал клинка Дамаск
 (270x689, 44Kb)
Чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти, лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную поверхность клинка.
Кинжал (мизерикорд)
 (273x698, 46Kb)
Изделия златоустовских мастеров высоко оценивались современниками.
Шпага кавалерийская Бородино
 (265x698, 48Kb)
Участие в выставках Большую роль в знакомстве с искусством Златоуста сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых с 1829 года являлась Златоустовская оружейная фабрика.
Меч «Подвиги Геракла»
 (213x696, 48Kb)
После 1917 года - новые взгляды на мир, общество, а с ними и на искусство, конечно же, отразились на художественной жизни Златоуста, когда в начале 20-х годов цех украшенного оружия вновь начал действовать.
Меч «Мальтийский»
 (450x678, 66Kb)
В 1919 году, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии.
Меч «Александр Невский»
 (206x699, 45Kb)
Учитывая время, обстановку в стране, нехватку материалов, в 1920-х годах украшенное оружие, предназначенное для наград, было намного скромнее, чем подарочные варианты XIX века, но выполняли их художники с неменьшим старанием и воодушевлением.
Сабля «Суворов»
 (270x697, 54Kb)
Подъем граверного искусства в 20 - х годах ХХ века - заслуга художников-граверов Д. Е. Яковлева, И. И. Бахарева, Н. Ф. Морозова, В. А. Киселева и многих других.
Сабля «Наполеон»
 (160x699, 31Kb)
Во время Великой Отечественной войны граверы вновь обращаются к украшенному оружию, которое преподносилось в качестве награды.
Палаш морской
 (187x697, 16Kb)
Выполнено оно в технике 30 - 40 - х годов, на позициях которых остается искусство гравюры и в послевоенные годы.
Шашка драгунская
 (213x658, 16Kb)
Златоустовская гравюра с большим трудом развивается, вернее, возрождается, о чем говорят те вещи-жемчужины, которые время от времени появляются у златоустовских граверов и которых по сравнению с предшествующими периодами ХХ века становится все больше.
Оформление корана
 (699x449, 119Kb)
Это и орнаментальные композиции Г. М. Берсенева, и лоточки О. Аверкина, и декоративные подносы Н. В. Лохтачевой, и холодное оружие А. Г. Шаланова, А. Е. Авдеева, А. И. Костюшева, С. Н. Шептунова, Ю. Б. Рябкова, и работы А. Богачева и А. Шукова, которыми можно гордиться как настоящими произведениями искусства Златоуста.
Шестопер
 (127x696, 16Kb)
Икона «Св. Александр Невский». Гравюра на стали
 (565x672, 157Kb)
Оформление молитвослова
 (519x698, 120Kb)
Но все это относится к уникальным выставочным образцам, которые не известны широкому зрителю.

Источник