Моя фотография
Врач терапевт-фтизиатр

среда, 23 июня 2010 г.

Тематика Рая в живописи.

Пусть эта тема послужит дополнением, к написанному мною, уже правда давно, посту об Аде в мировой живописи. Замечу, что Рай представлен в живописи значительно скуднее, нежели его противоположность - Ад. Естественно, чаще всего сюжеты картин неразрывно связаны с главными действующими героями сцен Рая, Адамом и Евой, поэтому достаточно трудно собрать произведения не затрагивающие либо создания, либо изгнания последних.

Начнем с более ранних работ

CRANACH, Lucas the Elder, The Paradise, 1530, Limewood, 81 x 114 cm, Kunsthistorisches Museum, Vienna

Giovanni_di_Paolo_Paradise

Страшный суд. Рай. Фра Анджелико



Рогир ван дер Вайден Алтарь страшного суда в Боне, правая внешняя створка. Ад. Левая внешняя створка. Рай.


Босх,Рай земных наслаждений(центральная часть)

"Сад земных наслаждений" — это изображение Рая, где упразднён естественный
порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от
пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым
лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической
панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и
эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы
касательно религиозной ортодоксальности художника.

BACKER Jacob de Garden Of Eden

Bruegel Jan Landscape of Paradise and the Loading of the Animals in Noah

garden-of-eden-jan-the-elder-brueghel

Брейгель Старший, Ян (Бархатный) Рай

изгнание из рая, Томас Коул 1828

Пуссен Никола Весна, или Рай земной

ПУССЕН НИКОЛА "Весна, или Рай земной." Лез-Андели, 1594 — Рим, 1665 Холст,
118 х 160 см. Эта и еще три картины составляют цикл изображений
четырех времен года, написанный для герцога Ришелье между 1660 и 1664
гг.; коллекция Людовика XIV; приобретена у герцога Ришелье в 1665 г.

Якопо Тинторетто "Рай"

Якопо Тинторетто

«Рай» (итал. «II Paradiso») — самая большая картина в мире, написанная на холсте (7 х 22 м) семидесятилетним Якопо Тинторетто (1518—1594) с учениками в 1579— 1592 гг. для торцовой стены зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции. С 1548 г. Тинторетто был официальным живописцем Венецианской
республики, сменив в этой должности Тициана. Над украшением зала
работали лучшие художники венецианской школы.
Тинторетто удалось создать удивительное
изобразительное пространство, пронизанное небесным сиянием, в двух
планах— первом, ближе к зрителю, более материальном, и дальнем,
голубоватом, пронизанном золотистыми лучами. Вместе с этим пространство
пульсирует и как бы кругами расходится от сияющего центра. Архитектоника
более ясно просматривается в эскизе хранящемся в парижском Лувре. Свой вариант композиции (менее интересный с пространственной точки зрения) разработал Франческо Бассано (хранится в петербургском Эрмитаже). У Тинторетто передние
фигуры картины трактованы материально (они отбрасывают тени друг на друга), ангелы пребывают в сиянии золотистого света. Исследователи находят соответствие этой небесной живописи стихотворным образам Данте в «Божественной комедии». Есть горний свет, в котором божество
Является очам того творенья,
Чей мир единый — созерцать его;
Он образует круг...
Его обличье луч ему дает,
Верх озаряя тверди первобежной...
Светило, какова же ширина
Всей этой розы, как она раскрылась?..
(«Рай», XXX, 100-117)

И далее, в следующей песне «Рая»:

Так белой розой, чей венец раскрылся,
Являлась мне святая рать высот,
С которой агнец кровью обручился...
Как войско пчел, которое слетает к цветам и возвращается потом...
Их лица были из огня живого,
Их крылья — золотые, а наряд
Так бел, что снега не найти такого...
(«Рай», XXXI, 1-15)

Весьма вероятно, что живописец непосредственно вдохновлялся строками Данте. Поразительно, что при столь сложной композиции и огромном количестве персонажей пожилому мастеру удалось добиться мощи и целост­ности изобразительного пространства.

Якопо Тинторетто -левая часть

Якопо Тинторетто -правая часть

Якопо Тинторетто верхняя левая часть

Верхняя правая часть.

И, конечно, работы Доре


и в завершение Блейк
Вlake Иллюстрации к поэме Джона Мильтона Потерянный Рай 1808

и Бугро
Бугро Проведение в рай



настроение:Нормальное
хочется:скорейшего завершения сессии